В. Каширцев: "Независимые аналитики со временем теряют связь с рынком"


Директор по развитию бизнеса компании "Азбука жилья" Владимир Каширцев рассказывает в интервью "РБК-Недвижимости" о роли консалтинга и аналитики на современном рынке недвижимости Москвы.


- Насколько развит рынок риелторской аналитики в Москве?


- Сегодня достаточно много компаний, готовых оказывать консалтинговые услуги в сфере недвижимости. До того как разразился мировой финансовый кризис, дела у консалтинговых компаний шли достаточно хорошо: набирались сотрудники, расширялся портфель заказов, цены на услуги либо росли, либо были зафиксированы на высоком уровне. В кризис большинство проектов в инвестиционно-строительной области были свернуты, и консалтинговые компании остались без работы. В связи с этим в компаниях, которые занимались консалтингом в недвижимости, произошли максимальные сокращения персонала, снижение заработных плат. Основной задачей в этот период было выживание. Часть компаний сочла излишним содержание консалтинговых подразделений и закрыла их, другие продолжали финансирование, максимально сократив издержки. В таком состоянии консалтинговые подразделения и компании пребывали в конце 2008-го и практически весь 2009 год, и лишь к концу 2009 года рынок начал "оживать". Именно тогда в нашей компании решили создать собственный отдел консалтинга и аналитики, объединяющий экспертов рынка жилой и коммерческой недвижимости, а также специалистов в области инвестиций, девелопмента, финансового анализа и архитектуры.


- Насколько успешен опыт продаж подобных услуг?


- Необходимо отметить, что состояние рынка консалтинговых услуг в недвижимости напрямую связано с активностью на рынке строительства и продажи недвижимости. Основные заказчики данных услуг - девелоперские организации, инвесторы, банки. Поэтому, как только участники рынка недвижимости начали возвращаться к своим инвестиционным проектам и входить в новые, у консалтинговых компаний появились новые заказы. При этом заказчики не готовы тратить такие же большие средства на подобные услуги, как до кризиса, а требования к оперативности и качеству подобных услуг возросли на порядок.


- Кто обычно обращается к услугам аналитическо-консалтинговых отделений риелторских компаний?


- Основных заказчиков консалтинговых услуг можно разделить на две категории: профильные и непрофильные инвесторы. Первые - компании, занимающиеся непосредственно инвестиционно-строительной деятельностью и реализующие свои проекты в связке с консультантами, вторые - компании, специализирующиеся в других областях бизнеса, которые имеют определенные активы или намерены их приобрести.


- Какие особенности у российского рынка консалтинговых услуг?


- Главная особенность российского рынка консалтинговых услуг - его молодость и ограниченный круг специалистов в этой области. Отсутствие профессионального высшего образования в области анализа и прогноза на рынке недвижимости тоже можно отнести к особенностям.


Рынок консалтинговых услуг в России неоднороден. Нет единой классификации объектов недвижимости, единых стандартов анализа и прогноза на рынке, принятых всеми. Работы в направлении создания в аналитике и консалтинге общепринятых норм ведутся постоянно. Однако главным для заказчиков остается коммерческий успех проектов, реализованных на основе рекомендаций консультантов. Поэтому основным конкурентным преимуществом остается практический опыт специалистов компании в анализе рыночной ситуации, а также в реализации готовых объектов недвижимости на открытом рынке.


- Является ли проблемой отсутствие точных кадастровых планов в России? Как вы справляетесь с этой проблемой? На чем основан анализ?


- Отсутствие в открытом доступе информации о земельных участках - проблема для консалтингового бизнеса. Если в странах Запада такая информация сосредоточена в единых базах данных и доступна большинству профессиональных участников рынка, то мы пока только идем к этому.


Консалтинговые услуги в каждом отдельном случае основаны на тех документах, которые предоставляет сам заказчик, а также на мониторинге открытых и специализированных закрытых источников, к которым есть доступ у консультантов. Перед началом выполнения того или иного проекта составляется перечень необходимых документов, заказчик по возможности предоставляет необходимую информацию для составления объективного описания объекта недвижимости и выработки рекомендаций по проекту.


- В чем особенность аналитики от агентств недвижимости, следует ли доверять этим данным? Являются ли индексы рынка недвижимости актуальными и соответствующими рынку (ведь, как правило, в статистике отражается лишь уровень цен предложения, а не конечных сделок)?


- Анализом рынка недвижимости занимаются либо соответствующие подразделения в риелторских компаниях, либо независимые аналитики, либо аналитики в девелоперских и инвестиционных организациях. Последние занимаются аналитикой для конкретных нужд своего менеджмента и для того, чтобы держать руку на пульсе. Независимые аналитики со временем теряют связь с рынком и превращаются в интернет-маркетологов. Консалтинговые подразделения в риелторских компаниях, как правило, плотно взаимодействуют с брокерским подразделением агентства, напрямую с клиентами агентства и обладают информацией для ответа на основные вопросы заказчика - что, где и сколько строить, для кого, по каким ценам продавать. При этом аналитики риелторских компаний, как и аналитики девелоперских компаний, выполняют функции консультантов топ-менеджмента. Поэтому качество выполняемой ими работы высоко ценится руководством компаний, так как напрямую завязано на повышении эффективности бизнеса. А доверять данным подразделений консалтинга и аналитики риелторских компаний можно и даже нужно, если нет уверенности, что и как делать с объектами недвижимости.


Основной инструмент измерения состояния рынка для аналитиков - индексы рынка недвижимости. Они дают четкую картину происходящего и позволяют быстро принимать необходимые решения. Мы рассчитываем индексы рынка еженедельно, поэтому они всегда актуальны и достоверны - при их расчете мы используем широкий спектр информации из надежных источников и отлаженные автоматизированные алгоритмы, исключающие возможность ошибки.


Конечно, индекс не является для конкретного покупателя или продавца руководством к действию и гарантией того, что именно за такую цену, как средняя в Москве, он может продать свою квартиру. Однако индекс позволяет ему отслеживать состояние рынка (растет он или падает), понять в каком районе жилье стоит дешевле, а в каком - дороже. Для того чтобы определить стоимость объекта недвижимости, существуют аналитики-консультанты, которые на основе большого количества информации и собственных знаний, смогут дать достоверную и актуальную оценку.


- Один из банков в Англии, предвидя, благодаря собственному консалтингу, падение цен на офисную недвижимость в Лондоне, продал свой небоскреб за 1 млрд фунтов стерлингов, а через год выкупил его обратно за 600 тыс. Существуют ли подобные примеры в России?


- Подобные примеры, может быть, в меньшем масштабе, существуют и в России, однако все они лежат в области коммерческой тайны, и узнать о них достаточно трудно. У нас рынок недвижимости пока недостаточно открыт, чтобы это становилось достоянием общественности, как на Западе.