Упрощение регистрации дачной собственности: основные моменты

Сергей Васильев, занимающий руководящую должность в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утверждает, что в скором времени оформить дом или землю в свою собственность будет гораздо быстрее и проще, чем сегодня, когда для проведения этой процедуры приходится часами стоять в очередях и унижаться перед чиновниками.


Росреестр: три в одном


Объединение нескольких ведомств, а именно Роснедвижимости, Росрегистрации и Роскартографии, в одну федеральную службу – Росееестр, – вот основная предпосылка окончания наших мытарств. Что касается самого процесса слияния вышеуказанных ведомств, то он не будет внезапным, а пройдёт постепенно на протяжении нескольких лет. Стоит отметить, что 1 марта уже были упразднены центральные аппараты. Согласно объяснениям Сергея Васильева у сотрудников объединённых агентств ничего кроме записи в трудовой книжке не изменилось. Что касается территориальных органов указанных ведомств, то они будут объединяться в зависимости от своей готовности до 1 января 2011 года. Москва и прилегающие к ней территории обещают это сделать до конца года, а некоторые регионы – всего за полгода.


Основные причины объединения


Для оформления прав собственности владельцу недвижимости приходится выстаивать в многочасовых очередях, платить достаточно большие суммы «толкачам» для ускорения процесса, даже, несмотря на то, что в последнее время было принято ряд законодательных актов, направленных на упрощение и удешевление соответствующей процедуры.


Например, «специалистка» земельного комитета Подмосковья может предложить дом с земельным участком, принятый в эксплуатацию и имеющий Свидетельство БТИ старого типа, «всего» за 1000 долларов кв. метр по курсу 25 рублей за 1 доллар. И это «по блату»!


Конечно, желающих приобрести недвижимость волнует вопрос «удешевления» проведения процедуры оформления и регистрации объекта, но питать на это надежды не стоит, ведь вряд ли теневой бизнес уменьшит свои аппетиты.


Даже если вы собрали полный пакет документов на недвижимость, велика вероятность получения отказа в её регистрации. Связано это с тем, что данные, которыми располагают ведомства, различные и зачастую противоречат друг другу, поэтому описание объекта, его месторасположение и идентификация оказываются неверными.


Так, землеустроитель может при выделении вашего земельного участка ошибиться в расчётах, а потом, после завершения строительства, выяснится, что 0, 5 м. правого угла задней границы строения находится в санитарной зоне. И хорошо, если землеустроитель признает свою ошибку и вам не придётся ломать постройку, так как санитарная зона – это не участок несговорчивого соседа, чьи интересы были бы ущемлены.


Объединение ведомств повлечёт за собой интеграцию их информации и данных, что поможет устранить дублирование. Кроме того, с помощью внедрения информационных систем для обеспечения электронного взаимодействия с организациями и частными лицами значительно снизятся издержки в сфере оформления прав на недвижимость, а качество улучшится.


Как можно заметить, перспективы очень радужные: «единое окно» позволит сократить регистрацию недвижимости в два раза, ведь будет достаточно отдать все необходимые документы специалистам, чтобы через небольшой промежуток времени получить свидетельство о праве собственности на объект.


У тех, кто уже оформил или оформляет право собственности сейчас, возникает естественный вопрос: будет ли их документ действительным после создания Единого кадастра или необходимо заново проходить процедуру регистрации?


На этот вопрос дал исчерпывающий ответ руководитель Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, сообщив, что схема регистрации остаётся неизменной до момента полного объединения ведомств. На данный момент регистрация недвижимости состоит из нескольких этапов:


  –  получение технического документа на землю (кадастрового паспорта) в Роснедвижимости;


  –  обращение в Росрегистрацию для оформления свидетельства, подтверждающего право собственности.


Таким образом, если кадастровые планы оформлены без нарушений законодательства, они будут легитимными. Как утверждают эксперты, владельцу участка, дома или другой недвижимости не нужно будет получать новый кадастровый план, для этого ему необходимо подать заявление, а специалисты самостоятельно определят границы, выверят все точки координат и на основе проведённой работы выдадут свидетельство о праве собственности.


Проще не значит дешевле


Логика подсказывает, что если процедура регистрации недвижимости упроститься, то она должна и подешеветь. Но Сергей Васильев, ссылаясь на минимизацию государственной пошлины, а также невозможность влияния чиновников на частных лиц, предоставляющих услуг по землеустройству, просит на этот счёт не обнадёживаться. Он отмечает, что на законодательном уровне имеются ограничения на взимание платы за межевание, в Москве и области, например, её размер не должен превышать 7 тыс. рублей. Однако эти ограничения действуют только на государственные организации, коммерческие компании же устанавливают плату в зависимости от своих пожеланий и договорённостей с клиентом, которая составляет как минимум 15 тыс. рублей.


Стоит отметить, что и государственные учреждения с начала текущего года стали поднимать цены.


Возникает вопрос – не проще и не дешевле ли при Росреестре организовать службу землеустроителей? Оказывается, сделать это просто нереально, так как, по словам Сергея Васильева, это очень дорого.


Однако не стоит терять надежду на понижение стоимости регистрации недвижимости. В связи с открытием института кадастровых инженеров есть вероятность удешевления услуг по оформлению документов. Предполагается, что кадастровые инженеры объединят в себе работников БТИ, которые взимают плату за составление кадастров и технических паспортов сооружений, и землеустроителей, требующих оплаты за межевание территории и другие услуги. Но дата, когда институт вышеуказанных инженеров заработает, точно не установлена. Согласно самым оптимистическим прогнозам где-то в 2010 году. Трудности создания института инженеров заключается в необходимости проведения тщательной оценки рынка недвижимости, поэтому только в сентябре-августе будет обозначено, сколько и каких специалистов необходимо готовить. Независимо от обстоятельств, до января 2012 года все существующие организации будут работать в привычном режиме, и только потом услуги будут предоставлять кадастровые инженеры и частники, имеющие лицензию на соответствующий вид деятельности.


На смену «живых» очередей приходят «электронные»


Сокращение очередей – вот основная задача нового ведомства, решение которой заключается в возможности отправки гражданином заявления, как по почте, так и с помощью применения глобальной компьютерной сети – интернета.


Стоит отметить, что не последнюю роль в борьбе с очередями сыграют и инфоматы – специализированные устройства, наподобие банкоматов и других «матов», на дисплее которых будет отображена вся необходимая информация для осведомления пользователя в вопросах оформления и регистрации недвижимости, перечень документов для проведения процедуры, другие данные для её упрощения, а также бланки, которые можно будет приобрести, кинув в специальное отверстие жетон или монету.


Как отмечают эксперты, с помощью инфоматов у граждан появится возможность записаться в очередь. Электронную! Это позволит не только частным лицам избежать многочасовых ожиданий в очередях, но и представителям фирм решать все вопросы касательно регистрации недвижимости посредством электронного общения, не выходя из офиса. Появление инфоматов облегчит и жизнь обычных людей, и деятельность юридических лиц, и работу самих регистраторов.


А как же дачная амнистия?


Дачными участками владеют миллионы граждан, и естественно их волнует, как новшества повлияют на дачную амнистию. Как отмечает Сергей Васильев, с 2010 года по 2012 упрощённая регистрация домов прекращается. Если же вы не собираетесь в этот период продавать дом, то беспокоиться вам не стоит, ведь и «розовые» и «голубые» свидетельства, и другие постановления органов исполнительной власти, свидетельствующие о выделении земельного участка, будут действительны после внедрения изменений.


Как объясняет инициатор закона «О дачной амнистии», зампред Комитета ГД РФ по налогам и бюджету, законодательных актов и поправок, Геннадий Куллик, тот, кто не планирует ничего продавать, но хочет оформить свои права на собственность, должен самостоятельно заполнить декларацию, нарисовать пограничный план своего участка, получить от председателя товарищества справку, подтверждающую отсутствие претензий со стороны соседей.


Отдельное внимание стоит уделить тому, что при регистрации по упрощённой схеме участков, предназначенных для строительства индивидуальных домов, нет ограничений по времени. Всё дело в том, что до 1 января 2010 года для проведения процедуры регистрации участка необходимо предоставить только лишь его техпаспорт. Если в дальнейшем не будет принято решение о его продлении, то к 2011 году необходимо к нему приложить решение на возведение объекта, а по истечении ещё нескольких лет – акт о приёмке в эксплуатацию. Конечно, не забывайте учитывать дату завершения строительства: позже 2010 года, от 2005 до 2010 года, или до 2005 года.


По приведённой упрощённой системе можно получить Свидетельство о регистрации жилого дома или участка, не имеющего кадастрового документа, но это в том случае, если вы не собираетесь продавать недвижимость. Однако не зависимо от того, через десять или пятьдесят лет вы захотите продать объект, вам всё равно нужно будет получить все вышеназванные документы. Поэтому, лучше получить их сегодня и быть уверенным в завтрашнем дне.


По данным Журнала о недвижимости MetrInfo.ru