Офисы в столице

Как свидетельствует статистика, каждый третий житель столицы является офисным сотрудником. Ежегодно в Москве регистрируются около 200 представительств компаний и фирм с мировыми именами, а количество средних и мелких и вовсе не счесть. По этой причине строительство и аренда офисных помещений в Москве всегда были и остаются доходными и перспективными вариантами инвестирования средств.


По данным экспертов, доля приобретаемых в собственность офисных помещений на рынке офисной недвижимости относительно постоянна из года в год и составляет около 35 процентов, остальная их часть используется на правах аренды. Наиболее часто договоры на право аренды заключаются сроком от 3 до 5 лет. Аналитики отмечают улучшение правовой ситуации в этом секторе недвижимости с вступлением в силу в 2005 году Градостроительного кодекса нового образца, значительно уменьшившего количество спорных вопросов о собственности недвижимости, т. н. рейдерских захватов и прочих «малоцивилизованных» моментов.


Экономический подъем, наблюдавшийся в 2005-2006 годах, стал следствием подорожания офисных площадей в столице. Стоимость аренды офиса (класс А) выросла на 5-7 процентов и составила в среднем 650 долларов без учета НДС. Класс В подрос в цене на 10-15 процентов, стоимость годовой аренды квадратного метра в этой категории составила 430-550 долларов. Самый большой ажиотаж наблюдался в ценовой категории 250-450 долларов за аренду квадратного метра (бизнес-центры С-класса), хотя и здесь цены выросли на 15 процентов.


В секторе элитных офисных помещений, расположенных в престижных районах Москвы и соответствующих международным стандартам, цены за аренду выросли более чем на 10 процентов и составили от 2000 до 5000 долларов в год. Стоит отметить, что офисные помещения подобного класса стоимостью около 1000 долларов за квадратный метр, имеющиеся ранее в наличии, практически отсутствуют в списке предложений.


По свидетельству экспертов, в конце 2005 года и начале 2006 года больший или меньший дефицит предложений на аренду офиса наблюдался практически во всех ценовых сегментах этого сектора рынка недвижимости.


На имидж офисного помещения, как свидетельствует практика, не в последнюю очередь влияет его местоположение. Сегодня подобное территориальное разделение на «деловые» и «неделовые» районы прочно сформировалось и вряд ли изменится в обозримом будущем. Считается, что негативно влияет на имидж компании расположение ее представительства в восточных районах столицы, где сконцентрированы спальные и производственные районы и имеется большое количество крупных заводов. Наибольшим спросом у бизнесменов пользуются офисные помещения, находящиеся в центральном районе города, здесь строится ежегодно около 65 процентов новых площадей. Второе место по престижности принадлежит западному району города (около 17 процентов введенных в строй офисных объектов). Юг и юго-восток столицы также активно застраивается офисными площадями, около 17 процентов новых офисов появляется ежегодно именно здесь, и, в первую очередь, по причине наличия мест под подобную застройку.