Кадастр городских территорий, назначение, состав

Исторически, земельные участки в понятии общества это наиболее значимый элемент национального богатства. Следовательно, не поддается сомнению, что ее рациональное использование являестя одной из наиболее важных задач и оказывает значительное воздействие на экономику страны в целом. Постройки новых и расрастание ранее созданных населенных пунктов происходит, в основном, именно путем вовлечения новых земель, в том числе и сельскохозяйственного назначения.
Однако, несмотря на свою важность, рациональное и правильное использование земли до сих пор является существенной проьлемой и требует к себе профессиоонального и многостороннего подхода при рассмотрении. Требуется, в частности, детальное изучение земельных участков, информация о качестве, объеме, месторасположении, характере современного и возможного предполагаемого в будущем использования земель, в том числе и земельнаселенных пунктов.

Эту информационную базу со всеми ее многосторонними характеристиками содержит в себе городской кадастр или кадастр застроенных территорий, его содержание широко применяются при рассмотрении и поиске возможных вариантов разрешения вопросов по поводу использования земель.

Городской кадастр (кадастр населенных пунктов) является одним из составляющих государственного кадастра страны и представляет из себя формирование взаимосвязанных государственных мероприятий по разноплановому изучению правового, природного и хозяйственного положения земель вследствие осуществления регистрации землепользований, количественного и качественного учета земель, их оценки с точки зрения доходности для различных бюджетов в целях наиболее рационального использования земель.

Определяясь на то, что земля выступает основополагающим элементом для любых населенных пунктов, наиболее значимым становится охарактеризовать земли, отвечающие строительным требованиям, то есть описать их геологическое строение, уклон местности, глубина залегания грунтовых вод, наличие инженерных сетей, характеристика существующих строений и другие характеристики, которые разведываются в ходе геолоических и геодезических изысканий. Так же важно добавить, что одной из основных задач эксплуатации земель любого населенного пункта является удовлетворение жилищно-бытовых, культурных, производительных и других первоочередных социальных потребностей населения. Следовательно, земельный фонд населенных пунктов характеризуется значимыми выделяющими его чертами, которые необходимо брать в расчет при организации земельного кадастра на этих территориях.

Городской кадастр, в свою очередь, создается как целостная многоуровневая система, включающая земельные кадастры административных районов и городов и
земельные кадастры муниципальных образований.

Кадастры всех уровней должны вестись по единой законодательно установленной системе. Территории, обслуживаемые кадастрами, являются аналогичными, как правило, территориям соответствующих административных или муниципальных образований. Правила взаимодействия Государственного земельного кадастра федерального уровня и уровня города как субъекта Российской Федерации устанавливаются федеральным законодательством.

В соответствии с законодательстом, Городской кадастр производит учет информации, основываясь на принципах:
достоверности
полноты
юридической значимости
актуальности сведений об объектах кадастрового учета. Сведения, представляемые в городской кадастр, становятся собственностью Российской Федерации или административных (муниципальных) образований. Впоследствии они направляются для учета в службу городского кадастра органами государственной власти и местного самоуправления, а также юридическими и физическими лицами при установлении (или изменении) правового статуса объекта недвижимости или его физических характеристик.

Для рационально сбалансированной деятельности земельного рынка необходима четкая система информационных данных о правах собственности и границах участков
с указанием границ, площадей и наложенных ограничений на каждое землевладение или землепользование. Соответствие законодательно установленным определениям и формулировкам прав собственности являются необходимым условием при операциях с землей, покупки земельных участков.

В повсеместной мировой практике системы городского кадастра являются открытыми. Это принципиально важно для возможности беззатруднитеьного контроля со стороны общественности за рынком недвижимости.

Существуют три основных типа кадастров:

правовой (запись прав на недвижимость);

фискальный (запись стоимости недвижимости и информации, необходимой для налогообложения и купли-продажи);
многоцелевой (объединение правовой и фискальной систем с другой информацией, такой как планирование и землепользование).

Можно подчеркнуть основные этапы создания фискального кадастра:

картографирование и идентификация всех объектов недвижимости;

классификация объектов недвижимости;

анализ рыночных данных;

оценка объектов недвижимости;

определение собственников и налогоплательщиков;

подготовка оценочных ведомостей;

рассылка деклараций и сбор налогов;

установление процедур обжалования.
Правовой и фискальный кадастр в России создаются одновременно. Средства (в пределах 10%) от земельных платежей используется для развития кадастра.

Создание многоцелевого кадастра или земельной информационной системы (ЗИС) связано со значительными осложнениями и затратами, поскольку отдельные разделы информации уже сформированы и находятся в ведении различных государственных структур. Здесь становится все более обоснованным наличие формирующих потоков, стимулирующих сосредоточение информации в едином центре.
К основными особенностями развития кадастра России относятся:

- потребность в формировании земельно-имущественного кадастра, обусловленная революционными изменениями в отношении прав собственности и необходимости ускорения и упрощения процедуры регистрации этих прав;

- возможность создания на базе полноценного земельно-имущественного кадастра новых научных дисциплин и законодательства. В связи с этим необходимо развитие кадастровых систем, отвечающих требованиям времени и открытых для будущего прогресса;

- потребность замены централизованно принимаемых решений на системы, получаемые поддержку местных органов власти;

- необходимость в программно-техническом обеспечении, основанная на анализе баланса ресурсов и затрат, необходимых для создания системы и обслуживания потребителей;

- установление стандартов, формирование терминологии, форматов и структуры данных, а также классификаторов.

Права собственности имеют два взаимосвязанных аспекта: юридический и технический. Кадастр можно определить как основополагающую систему взаимодействия и функционирования рынка земельных отношений и муниципального развития, однако в этой области необходимо осуществление строгого контроля и своевременное обновление базы действующих законов применительно к земельному кадастру для его наиболее эффективного функционирования в современных условиях.