Аренда офиса в Москве. Осмотр объектов и письмо к арендодателю

Как снять офис в Москве? Где искать помещение и куда обращаться чтобы не переплачивать за аренду? Это четвертая статья из цикла советов по подбору офиса для начинающих предпринимателей.

Осмотр объектов

Обычно риэлтор предлагает арендатору 5-10 объектов на выбор. На их осмотр и изучение вам потребуется 1-2 недели. Не планируйте более 4 осмотров в день. Так вы можете упустить или не запомнить важные детали.

Подготовьтесь к осмотру заранее и составьте список необходимых критериев оценки. Возьмите с собой одного или двух сотрудников. Исключите любые обсуждения достоинств и недостатков объекта в присутствии консультанта или арендодателя. Внимательно слушайте презентацию, не прерывайте докладчика лишними вопросами. Так вы больше узнаете о здании и сохраните свое мнение в тайне до момента переговоров.

Обойдите здание по периметру. Это даст представление об удобстве его структуры и загруженности проходов в часы пик. Старайтесь осмотреть как можно больше помещений, обращайте внимание на признаки износа, работу сантехники и освещения. Проверьте уровень сигнала мобильного телефона в разных точках здания и изучите качество продуктов в пунктах общепита, если они имеются. Если вы заметили недостатки, запомните или запишите их. Временные проблемы (например, ремонтные работы на этаже) могут сказаться на условиях вашего труда, но в то же время снизить размер арендной платы.

Изучите других арендаторов. В здании могли расположиться нежелательные конкуренты или потенциальные клиенты. Задавайте вопросы арендаторам. Они смогут подробнее рассказать об объекте недвижимости. Вернитесь на объект в часы пик и изучите загруженность входов и условия пожарной безопасности. Не забывайте о местах общего пользования и парковке для арендаторов. По состоянию санузлов и коридоров можно сделать выводы о качестве обслуживания объекта. Оценка размера, расположения и загруженности парковочной площадки позволит сделать вывод о ее удобстве при дальнейшем использовании.

Совет: Не показывайте вашу реакцию и не раскрывайте ваше мнение об объекте. Сохраняйте нейтралитет. Задавайте вопросы, но не указывайте прямо на достоинства или недостатки объекта, которые вы заметили. Не отвечайте на прямые вопросы арендодателя или консультанта. Не давайте арендодателю преимущества в дальнейших переговорах.

Письмо о намерениях

После осмотра и выбора подходящих объектов напишите арендодателю письмо о намерениях. Письмо — это важный этап подготовки к переговорам. Этот документ ни к чему вас не обяжет, но поможет сэкономить время на переговорах. Арендодателю письмо позволит лучше понять вашу официальную позицию.

В письме о намерениях укажите желаемый срок аренды, дату въезда, уровень арендной платы. Если вы считаете стоимость аренды завышенной — попросите у собственника скидку. Чтобы обосновать свои требования, предоставьте список несоответствий заявленного описания объекта с его фактическим состоянием. Задайте вопросы о продлении сроков аренды и увеличении занимаемой площади. Обсудите возможность ремонта в помещении и порядок компенсации затрат на неотделимые улучшения, которые вы собираетесь установить за свой счет.

Сообщите арендодателю ваши пожелания касательно субаренды, операционных расходов, арендных каникул, продления и досрочного расторжения договора. Уточните порядок пересчета арендной ставки и штрафы арендодателя в случае задержек с предоставлением помещения.

Совет: Письмо о намерениях, подписанное арендодателем, сместит равновесие на переговорах в вашу пользу. При этом вы сохраните определенную мобильность в принятии решений и изменения стратегии переговоров, так как письмо не является официальным документом и условия, которые в нем описаны, могут меняться.

 

 

# Статья подготовлена при поддержке сервиса AllMoscowOffices.ru. Мы помогаем  подобрать и арендовать офис без комиссии напрямую от собственника. Предлагаем аренду офисов от 50 кв.м в бизнес-центрах, особняках и административных зданиях.